Явление Света в русской иконе



Одним из первых и наиболее выдающихся художников эпохи рассвета иконописания на Руси стал Феофан Грек. В конце 14 века, уже сложившимся мастером в возрасте 35-40 лет прибыл он на Русь, к этому времени расписав уже более десятка церквей в городах Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии художник отправился сначала в Кафу, а затем в Новгород Великий, где и принял участие в росписи церкви Спаса Преображения.

Фрески, созданные мастером сохранились лишь частично. Однако, и той не тронутой временем малой части, достаточно чтобы оценить глубину и невероятную концентрацию духовных сил человека, которые являют собой произведения Феофана Грека. «Философ зело хитрый», называл Феофана Епифаний Премудрый.

Говоря о его, без всякого преувеличения, гениальных творениях мы по необходимости обратимся к одной из основных идей Православного богословия – учению о Свете. Ведь согласно Никео-Цареградскому Символу веры весь православный мир исповедует Христа, как «Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного». Явление этого Света, именуемого в христианской традиции Нетварным или Фаворским светом, описано во всех синоптических Евангелиях. Вслед за Афонскими старцами, подвижники Русской Православной Церкви неустанно возвещали о том, что Фаворский свет не временный, проходящий феномен, а Божественная реальность которая уже здесь на земле становиться явью для величайших святых и молитвенников, Светом преображения венчая их аскетический подвиг.



Для Феофана Грека, Бог – есть Свет. Отсюда и та экспрессия с которой художник создает свои наполненный невероятной энергией, буквально залитые Светом образы.

В этой связи следует обратить особое внимание на живописный язык автора. В своей работе над фресками Феофан использует всего две краски – охру и белила. Такой выбор палитры многое годы удивлял и ставил в тупик исследователей, высказывались различные предположения о причинах, по которым живопись могла быть обесцвечена. Но как выяснилось впоследствии, красочный слой не был поврежден, и полностью соответствовал изначальному намерению художника. Из этого обстоятельства можно сделать вывод, что такая манера росписи была выбрана не случайно и является своего рода метафорой, символический смысл которой необходимо искать в области христианского представления о Свете.



В своей книге «Богословие Иконы» выдающийся специалист в области христианской культуры Ирина Языкова пишет: «Средоточением света является лик, а на лике - глаза. Свет может струиться из глаз, заливая светом весь лик святого, как это было принято в византийских и русских иконах XIV века, или скользить острыми лучиками-молниями, будто искры, вспыхивающие из глаз, как это любили изображать новгородские и псковские мастера, а может лавинообразно выливаться на лик, руки, одежды, любую поверхность, как это мы видим в образах Феофана Грека или Кир Эммануила Евгеника. Как бы то ни было  свет и есть "главный герой" иконы, пульсация Света составляет жизнь иконы. Икона "умирает" тогда, когда исчезает понятие о внутреннем Свете и он заменяется обычной живописной светотенью».

Источник

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив